Итоги работы Велосипедизации Санкт-Петербурга в 2012-2014 годах.

Итоги трех лет работы проекта «Велосипедизация Санкт-Петербурга» 2012-2014.

Мы решили подвести итоги за все три года нашей с вами работы. Начнем с начала: в Санкт-­Петербурге живет официально более 5 миллионов человек. В городе около 1,5 миллионов машин, и столько же велосипедов. Потенциальных велосипедистов много, но город не приспособлен для велосипедистов: люди катаются в парках и во дворах, некоторые ездят на работу, но большей частью это уверенные и опытные велосипедисты.

Чтобы в городе появилась велосипедная инфраструктура, нужен общественный запрос на неё. В 2012 году мы запустили общественный проект «Велосипедизация Санкт-Петербурга». В первую очередь необходимо сломать стереотип, что велосипед — это только спорт, что он для храбрых и грязных парней и сумасшедших в велотрико, а симпатичные девочки в платьях и солидные мужчины на велосипедах не ездят.

«Люди, велосипеды и Санкт-­Петербург»: — проект, с которого началась «Велосипедизация». Мы фотографируем ребят, которые едут на велосипеде по делам и спрашиваем у них, почему они ездят по городу на велосипеде и как это.

В том же году «Велосипедизация» запустила «Велошколу». На занятиях рассказывают основные правила, разбирают примеры и проблемы, дают советы. А потом группа вместе с инструкторами выезжает в город. Также мы сделали брошюру с основными советами: velosipedization.ru/how-to-bike/

Сейчас в Санкт­-Петербурге есть несколько велодорожек, построенных в 2000­х годах. Большинство из них в парках. Сами мы построить велодорожки не можем, поэтому важно разговаривать с властью. Вопросами развития велосипедной инфраструктуры в Санкт­-Петербурге занимается КРТИ — Комитет по развитию транспортной инфраструктуры. КРТИ не обращал на нас внимание, и чиновники смеялись при слове «велодорожка». Мы запустили проект «Велоинфраструктуризация Санкт­-Петербурга»: bikable.ru. Горожане отправляют с сайта официальные обращения чиновникам по поводу проблем велоинфраструктуры. В первый день было отправлено около ста писем, за месяц ушло более тысячи. КРТИ был вынужден сдаться и снова заняться велосипедистами. Сейчас к проекту присоединились уже 14 городов.

В 2013 году мы несколько раз встречались с главой КРТИ — тогда им был Дмитрий Буренин, — объясняли, что велосипед — это не только спорт, но и непременный элемент современного города для людей. Единственное, что сделал город — начал устанавливать велосипедные парковки. Парковки оказались отвратительными: велосипеды в них стоят неустойчиво, спицы гнутся, замком пристегивать неудобно. В честь этих парковок мы запустили тег #камасутрапарковки и сразу же написали в КРТИ, что конструкция выбрана неудачная, приложили чертежи и рисунки правильной конструкции на основе европейского опыта. В результате только администрация Адмиралтейского района заменила все неудачные конструкции на парковки по нашим чертежам. Волну с парковками подхватил бизнес: например, в мае 2014 года на всех вокзалах Петербурга появились удобные велосипедные парковки, сделанные РЖД.

После истории с #камасутрапарковки мы запустили проект «Велопаркк»: veloparkk.ru. Мы делаем удобные для велопарковки и отправляем их по всей России. Никаких уступок в ущерб удобству велосипедистов.

В 2013 году при создании «Социально­-экономической стратегии Санкт­-Петербурга до 2030 года» мы с вами прислали разработчикам более 50 предложений внести туда «развитие велосипедной инфраструктуры». Замечания были учтены, документ дополнен, поставление приняли 13 мая 2014.

В начале 2014 года вместе с «Красивым Петербургом» мы собрали «Велокоалицию». Результатом её действий стал «Веломанифест», который уже поддержали почти 3 тысяч человек, депутат ЗакСа, другие велосообщества и общественные организации, несколько политических партий и коммерческих компаний.

В апреле 2014 года было решено изменить «Транспортную стратегию Санкт­-Петербурга» — добавить туда планы по развитию велосипедного движения: vk.cc/2zO6qy. Теперь в «Транспортной стратегии» предусмотрена подготовка предложений по трассировке городских велосипедных маршрутов по 16 направлениям (общая протяженность — 200 км) к концу 2015 года. Кроме того, к концу 2015 года районные администрации должны будут подготовить предложения по обустройству велопарковок. В июле 2014 года объявлен конкурс на предпроектные работы по 16 веломаршрутам. Проектировщик — ЗАО «Петербургские дороги» — приступил к работе и должен закончить работы в декабре 2014 года. «Велосипедизация Санкт­-Петербурга» поддерживает и консультирует «Петербургские дороги».

В июле 2014 года при поддержке «Банка Москвы» открыт общественный велопрокат. На открытии губернатор заявил, что «велосипед впервые становится альтернативой личному автомобилю и общественному транспорту». 29 станций со 170 велосипедами работали до 31 октября.

Мы консультируем власть и проектировщиков. В 2013 году мы начали переводить руководство с лучшими европейскими практиками по развитию велосипедной инфраструктуры PRESTO: velosipedization.ru/presto.

Для увеличения лояльности со стороны бизнеса в 2014 году появился проект «Можно с велосипедом». Мы ищем и отмечаем знаком места, дружелюбные к велосипедистам — куда можно заходить с велосипедом. Это помогает сделать город более велосипедным простыми действиями.

За три года вместо одного человека появилась команда из 15 человек, в блоге 10 тысяч подписчиков, и самое главное — велосипедный трафик в 2014 году в центре Санкт­-Петербурга вырос в 4 раза по сравнению с 2012 годом. Мы изменили общественное мнение, чиновники перестали смеяться при слове «велодорожка», в «Транспортной стратегии Санкт-­Петербурга» появилось слово «велосипед», а в 2015 году планируется построить первые велодорожки по результатам проектирования.

За 2012-2014 годы, чтобы привлечь внимание к велосипедному транспорту и донести идеи велосипедной культуры, «Велосипедизация Санкт­-Петербурга» организовала более 12 велопарадов, 6 фестивалей. В мероприятиях принимали участие от 500 человек на первом велопараде до 10 тысяч на фестивале «За велогород!». Ежегодно вместе с интернет-­газетой The Village мы проводим фестиваль «За Велогород!». Весной 2014 года «Велосипедизация Санкт­-Петербурга» провела первую в России международную конференцию по развитию велосипедной инфраструктуры «Велосипед в большом городе». В конференции приняли участие 10 руководителей и специалистов велосипедных проектов из Дании, Германии, Великобритании, Финляндии и городов России.

«Велосипедизация» растет и меняется. За три года нам удалось полностью изменить отношение горожан и власти с резкой критики и насмешек к полной поддержке и одобрению. Город выделил деньги на проектирование маршрутов в этом году, а в 2015 планируется построить несколько пилотных велодорожек. Мы сделали велосипедизацию мейнстримом.

Впереди — строительство велодорожек, ошибки и их исправление и множество новых людей на велосипедах. Мы убедились, что общественная организация, даже неформальная, может представлять из себя реальную силу и влиять на развитие города. До встречи в Новом году!

Спасибо всем, что вы с нами!

Читайте так же:

Дарья Табачникова
Окончила Барселонский политехнический институт. Работаю в управленческом и финансовом консалтинге (Всемирный банк, Центр исследования бюджетных отношений, Леонтьевский центр). Основатель Велосипедизации Санкт-Петербурга, советник по велотранспорту вице-губернатора Санкт-Петербурга И. Н. Албина. Петербург прекрасен. Но я знаю, что он может стать намного лучше. Я верю, что велосипедная инфраструктура в Петербурге (1) возможна (2) сделает нашу жизнь качественнее и, в то же время — проще.