Дарья Табачникова, советник по велотранспорту вице-губернатору Санкт-Петербурга, направила И.Н. Албину письмо с критикой и предложениями по улучшению работы общественного проката «Велогород».

С 2014 года в Санкт-Петербурге работает общественный велопрокат “Велогород”. Подобные проекты действуют в сотнях городов по всему миру, в том числе в Лондоне, Париже, Нью-Йорке, Барселоне, Стокгольме, Хельсинки, Москве и множестве других.

Общественные велопрокаты повсеместно зарекомендовали себя как эффективный городской транспорт, который стимулирует горожан использовать велосипеды для коротких поездок, что снижает долю поездок на автомобилях и повышает доступность станций общественного транспорта.

Поскольку практически везде это совместный проект частного бизнеса и городской администрации, субсидируемый в том числе из городского бюджета, который решает важнейшие транспортные проблемы, то общественные велопрокаты подотчетны как органам власти, так и горожанам. Они регулярно публикуют планы развития, отчеты о деятельности, включая отчет о прибылях и убытках, открытые данные по всем поездкам и отчет по показателям эффективности. Например, отчет общественного велопроката Лондона, опубликованный на сайте Transport for London (организации, которая управляет всеми видами транспорта Лондона: http://content.tfl.gov.uk/santander-cycles-transparency-to-end-of-september-2016.pdf
Отчет общественного велопроката Нью-Йорка: https://www.citibikenyc.com/system-data

В Санкт-Петербурге сложилась совершенно иная ситуация. У “Велогорода” нет ни прозрачного плана развития, ни системы мониторинга, ни публичной финансовой отчетности.

Вместе с тем, в 2016 году резко ухудшилось качество работы общественного велопроката: велосипеды и станции находятся в плачевном состоянии — многими невозможно пользоваться, система “взять велосипед — поехать — вернуть велосипед” фактически не работает, постоянно возникают ошибки, служба поддержки не выполняет свои функции, количество станций и велосипедов в 2016 году не выросло. По опросу, проведенному в “Велосипедизации Санкт-Петербурга” 2 ноября 2016 года, работой общественного велопроката Санкт-Петербурга в 2016 году недовольны 73% пользователей.

При этом в городском бюджете ежегодно закладывается 80 миллионов рублей на развитие общественного велопроката и покрытие операционных затрат проекта. Непонятно, каким образом выделяются и расходуются эти средства при некачественной работе проекта и отсутствии показателей эффективности.

Предлагаю пересмотреть сотрудничество с “Велогородом”. Необходимо наладить качественную работу велопроката, обеспечить прозрачность и подотчетность проекта, выработать планы развития,  показатели эффективности, систему мониторинга и изменить условия выделения средств из бюджета.

Для этого необходимо:

  • Разработать и опубликовать план развития проката на 2017 год и последующие 5 лет;
  • Разработать показатели результативности проекта и систему мониторинга качества предоставляемых услуг;
  • Разработать новую схему выделения средств из городского бюджета и штрафов, которая будет учитывать результаты проекта;
  • Обязать “Велогород” и Комитет по развитию транспортной инфраструктуры публиковать планы развития и отчетность по общественному прокату ежегодно, в том числе финансовую отчетность и отчетность по показателям результативности.
  • Пересмотреть договор с “Велогородом”, включить в него все вышеперечисленные требования;
  • При невозможности пересмотра договора с “Велогородом” необходимо провести выбор  оператора общественного проката на конкурсной основе.
Дарья Табачникова
Окончила Барселонский политехнический институт. Работаю в управленческом и финансовом консалтинге (Всемирный банк, Центр исследования бюджетных отношений, Леонтьевский центр). Основатель Велосипедизации Санкт-Петербурга, советник по велотранспорту вице-губернатора Санкт-Петербурга И. Н. Албина. Петербург прекрасен. Но я знаю, что он может стать намного лучше. Я верю, что велосипедная инфраструктура в Петербурге (1) возможна (2) сделает нашу жизнь качественнее и, в то же время — проще.