В Санкт-Петербурге есть несколько велодорожек, построенных в 2000-х годах. Общая протяженность — около 30 км (оценки Комитета по развитию транспортной инфраструктуры и Комитета по благоустройству расходятся). Версия КРТИ: http://krti.gov.spb.ru/razvitie-velosipednoj-infrastruktury/stroitelstvo-velosipednyh-dorozhek/. При этом велодорожки не связаны между собой, никуда не ведут и обрываются перед каждым перекрестком. Часть из их постепенно приходит в упадок.

Вопросами развития велосипедной инфраструктуры занимается Комитет по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ), в нем — Отдел перспективного развития. В ноябре 2016 года Дарья Табачникова, советник по велотранспорту вице-губернатора Санкт-Петербурга И.Н. Албина обратилась с предложением создать в КРТИ специальный отдел, который будет заниматься пешеходной и велосипедной инфраструктурой. Из ответа вице-губернатора следует, что будет создан отдел, который будет заниматься платными парковками и велосипедной инфраструктурой.

В 2013 году в городе были установлены велопарковки во всех районах города по предложению “Велосипедизации” и указанию КРТИ. В основном ими невозможно пользоваться из-за неудобной конструкции. Некоторые районы начинают менять их на более удобные конструкции; также велопарковки активно ставит бизнес. Так, в мае 2014 года на всех вокзалах Петербурга появились удобные велосипедные парковки, сделанные РЖД. Велопарковки также появились у школ, университетов, районных администраций, кафе. Чтобы установить парковку, нужно написать в районную администрацию (если это территория города) или заказать ее и установить на частной территории. Например, это можно сделать на veloparkk.ru.

В 2013 году при разработке Социально-экономической стратегии Санкт-Петербурга до 2030 года разработчикам поступило более 50 предложений от жителей города внести «развитие велосипедной инфраструктуры» в Стратегию города. Предложения инициировала “Велосипедизация”. Замечания были учтены, документ дополнен. .

В апреле 2014 года под давлением “Велосипедизации” и клуба ВелоПитер было принято постановление о внесении поправок в Транспортную стратегию Санкт-Петербурга с учетом планов по развитию велосипедного движения: http://krti.gov.spb.ru/razvitie-velosipednoj-infrastruktury/. Так, в Транспортной стратегии было предусмотрено подготовить к концу 2015 года предложения по трассировке городских велосипедных маршрутов по 16 направлениям. В 2014 году были проведены предпроектные работы по пилотным веломаршрутам, однако работы до сих пор не начались.

С приходом в Правительство Санкт-Петербурга вице-губернатора И.Н. Албина ситуация несколько оживилась. Так, в мае 2015 года Дарья Табачникова, координатор общественного проекта “Велосипедизация Санкт-Петербурга”, была назначена советником по развитию велосипедной инфраструктуры вице-губернатора И.Н. Албина. В мае 2016 года вице-губернатор, а также его аппарат и главы подведомственных комитетов приняли участие в Большом велопараде (https://velosipedization.poshlipoehali.ru/veloparad/). Кроме того, с 2016 года чиновники вместе с горожанами активно участвуют в акции “На работу на велосипеде”, которую в Петербурге организует “Велосипедизация”: http://spb.bike2work.ru/

В 2016 году КРТИ снова пересмотрел планы по веломаршрутам, по последним данным, в 2017 году планируется потратить 130 миллионов рублей на строительство велодорожек, в том числе в центре города. “Велосипедизация” направила свои предложения по приоритетным маршрутам.

С 2014 года действует общественный велопрокат. В июне 2014 года появилось 29  станций общественного проката при поддержке Банка Москвы. В 2015 году количество станций выросло до 90. В церемонии открытия приняли участия врио губернатора Санкт-Пететбурга Георгий Полтавчено и президент Банка Москвы Михайил Кузовлев. Проехать на велосипеде врио губернатора не решился, но заявил, что «велосипед впервые становится альтернативой личному автомобилю и общественному транспорту».  В 2016 году качество проката вызвало серьезную критику горожан — велосипеды и станции находятся в плохом состоянии, количество станций не увеличилось.

Дарья Табачникова
Окончила Барселонский политехнический институт. Работаю в управленческом и финансовом консалтинге (Всемирный банк, Центр исследования бюджетных отношений, Леонтьевский центр). Основатель Велосипедизации Санкт-Петербурга, советник по велотранспорту вице-губернатора Санкт-Петербурга И. Н. Албина. Петербург прекрасен. Но я знаю, что он может стать намного лучше. Я верю, что велосипедная инфраструктура в Петербурге (1) возможна (2) сделает нашу жизнь качественнее и, в то же время — проще.