Если вы из тех, кто услышав о велополосе на набережной Фонтанки подумал: «и так пробки!», «и так негде парковаться!» и так далее, то этот текст для вас.

Накануне голосования комиссии горожан в проекте “Твой бюджет” проект велополосы на Фонтанке получил много публикаций в поддержку с хэштегом #яхочувелодорожкунафонтанке и выиграл право на бюджетное финансирование в 2017 г. И хотя только 16% из почти 2 тыс. проголосовавших в онлайн голосовании усомнились в целесообразности проекта, я собрал основные опасения и подготовил ответы.

“На велополосе будут парковаться”

Выделение велополосы разметкой могут игнорировать водители. Сразу после открытия велополосы на Бульварном кольце на ней действительно парковались, но только в тех местах, в которых она не была отделена от проезжей части рядом припаркованных автомобилей. 

Здесь велополоса отделена от проезжей части только разметкой — кто-то припарковался прямо на полосе.

The Village TV (Июль 2015), Бульварное кольцо

А здесь велополоса отделена еще и рядом парковки — все паркуются по правилам.

The Village TV (Июль 2015), Бульварное кольцо

Сейчас все намного лучше даже там, где ряда парковки нет и даже несмотря на то, что из-за грязи разметку видно не очень четко:

mos.bike (Декабрь 2016), Бульварное кольцо

Очистка дороги от снега, информирование, штрафы, эвакуаторы решают проблему на Бульварном кольце, эти же инструменты помогут и в Петербурге. К тому же мест для легальной парковки будет достаточно в связи с расширением зоны платной парковки.

“Велополоса будет покрыта снегом, льдом, грязью и лужами”

В Москве снег и правда сбрасывали на велополосы, но только до того как активисты объявили об акции «Зиме дорожку»:

Место и время сбора до последнего держалось в тайне, чтобы коммунальные службы не вылизали всё вокруг, но мероприятие всё же попало в мониторинг мэрии — было дано указание не посрамить честь коммунальщиков. Участники акции рассказывали, что за день до начала акции с дорожек начали массово вывозить снег, а непосредственно в день мероприятия с них убирали даже бычки от сигарет.

Да, в Петербурге, как и в Москве, проблемы с лужами на обочинах, но, к счастью, лужи не везде и не всегда:

mos.bike (Декабрь 2016), Бульварное кольцо

Решать проблему с отводом воды с проезжей части и с уменьшением количества грязи на улицах, конечно, нужно, но это уже другая история. До тех пор, пока вдоль тротуара стоят припаркованные автомобили, а не едут велосипеды, неважно насколько там чисто:

А появление выделенной полосы уже сделает движение на велосипеде комфортнее и привлечет новых людей к перемещению по городу на велосипеде, даже если пока что иногда придется объезжать лужи.

“Отдельная велополоса будет бесполезна, пока велоинфраструктура не охватит весь город”

Конечно, чем большую территорию города охватывает велоинфраструкутра, тем активнее она используется. Но, если невозможно создать велоинфраструктуру сразу везде, нужно с чего-то начинать. Вот с чего все может начаться в центре Петербурга:

Велополоса по Фонтанке в 2017 году будет обустроена по обеим берегам реки в границах Центрального района — от Невы до Гороховой

Фонтанка — лучшее начало. Велосипедизация Санкт-Петербурга предлагала велополосу на Фонтанке еще в 2014 году; в знаменитом опросе КРТИ, закрытом из-за атаки ботов, такая опция тоже присутствовала. 

По данным опроса Стройпроекта, более 50% всех поездок на работу и по делам в Петербурге проходят через центральные районы города. Набережная Фонтанки связывает Невский, Гороховую и Неву — где уже очень активное велодвижение:

 

Источник — Strava Heatmap

Альтернативой Фонтанки могли бы стать только велополосы на Литейном или Садовой. По всем трем параллельным улицам сейчас сложно проехать на велосипеде, поэтому велополоса на Фонтанке не только привлечет новых людей на велосипедах, но и перетянет часть трафика с этих улиц. Например, все кто едут с Петроградской стороны в центральный район, или все кто едет с север мимо Финляндского вокзала в центр — после пересечения Невы смогут вывернуть на Фонтанку. Конечно, в перспективе важно обустройство велополос на Садовой и Литейном, но на текущий момент Фонтанка — отличный вариант, который будет обслуживать оба направления.

Благодаря велополосе, не только тем, кто живет и работает на Фонтанке, станет проще пересесть на велосипеды. Выиграют и все, чей путь от дома до работы проходит вдоль Фонтанки. А это, например, все кто ездит из Адмиралтейского района, с юга и юго-востока города в Центральный район.

Точной цифры по количеству поездок на велосипеде по Фонтанке — нет, такие подсчеты не проводились и нужно запланировать провести их до открытия велополосы. Но, если начинать развивать велоинфраструктуру в центре города с первых 5.5 км велополос, то Фонтанка — один из маршрутов, которые могут дать быстрый прирост числа повседневных велосипедистов.

“Из-за велополосы будут пробки”

Сколько полос на этой фотографии? Две с половиной? Каждый делит дорогу как получится:

Yandex Панорама, наб. Фонтанки

Количество полос движения автомобилей можно оставить таким же как и раньше. Чтобы сделать велополосы, на части набережной будет достаточным сузить автомобильные полосы до 3-3,25 метров.

Но на большей части набережной сужения полос будет недостаточно. Полосу для движения автомобилей убирать все равно не придется, но потребуется убрать ряд парковки — парковка останется с одной стороны проезжей части и будет отделять велосипеды от автомобилей:

Леонид Андрухов

“Из-за велополосы будет негде парковаться”

Посмотрите как выглядит набережная в воскресенье днем:

А вот прилегающий к Фонтанке переулок в это же время:

Места для парковки хватает с избытком всем местным жителям, даже если велополоса отберет часть парковочных мест с одной стороны проезжей части. Помимо прилегающих улиц, сейчас под парковку можно использовать обе стороны каждой набережной почти на всей протяженности от Невы до Гороховой. В сумме парковка на набережных — это около 750 парковочных мест.

В будние дни, тем кто приезжает в район Фонтанки на работу, уже сейчас может быть сложно найти парковочные места. Но, пока парковка бесплатная, ее всегда будет «не хватать» — как и любого ценного бесплатного ресурса. По правому берегу Фонтанки от Невского до Чайковского ввели зону платной парковки и загрузка пилотной зоны держится на уровне 33-41%, при чем лишь пятая часть — машины местных жителей. В планах расширение платной парковки на весь Центральный район в 2017 г. А значит, загрузка парковки упадет по всей Фонтанке, и, даже если для создания велополсы придется убрать до 40% парковки или 200-300 мест, найти парковочное место будет так же просто.

Даже если сделать велополосу до введения платной парковки — 300 парковочных мест на 5.5 км велополосы на Фонтанке — разумная альтернатива. Для сравнения, в пилотной зоне платной парковки, которая охватывает чуть более 15 км улиц, находится около 2 900 мест парковки, то есть парковочных мест на километр в 3 раза больше, чем на Фонтанке. Да и в масштабах центра 300 парковок — это ничто. В общей сложности, в четырех центральных районах, 65 000 мест парковки.

Да, 300 автомобилистам работающим на Фонтанке придется пересесть на общественный транспорт, такси или велосипед — но это же и есть цель транспортной политики любого современного города — стимулировать людей не использовать автомобиль в городе, создавая достойные альтернативы. При чем, пока не появилась платная парковка — это будут не те люди, которые могут себе позволить заплатить за парковку, а, например, те, у кого позже начинается рабочий день. Зато по освободившемуся от 300 припаркованных автомобилей месту начнут ездить велосипеды.

 

Собрание мифов о велосипеде

По комментариям в СМИ и соц. сетях мы также собрали множество распространенных мифов о велосипеде — вот они:

  • В Петербурге слишком большие расстояния для того, чтобы велосипед стал популярным транспортом
  • В Петербурге неподходящий климат для того, чтобы велосипед стал популярным транспортом
  • До инвестиций в создание велоинфраструктуры нужно решить другие, более важные городские проблемы
  • Слишком мало людей ездят на велосипедах для того, чтобы выделять велополосы
  • Из-за выхлопных газов вредно для здоровья ездить на велосипеде в центре города, поэтому велоинфраструктура в центре не нужна 

И даже вот такие:

  • Нормальные люди, приносящие пользу экономике и обществу, ездят на машинах, а не на велосипедах

Мифы подробнее разберем в ближайшие недели и расскажем, как Петербург может за несколько лет сделать так, что 10-20% всех перемещений горожан будут совершаться на велосипедах, и какая от этого польза вам.

Как именно будет выглядеть велополоса?

Слева направо: две полосы движения автомобилей, ряд парковки и велополоса. Визуализация: Леонид Андрухов

В концепции, которую мы предлагали изначально, велополоса идет по ходу движения автомобилей справа — то есть ближе к реке. Между движущимися автомобилями и велополосой — ряд парковки. Тротуар сохраняется без изменений, велополоса выделяется только разметкой.

Есть много вопросов, которые должны решиться на стадии предпроектного обсуждения и стадии проектирования:

  • по ходу или против хода автомобильного движения?
  • по стороне, где река, или по стороне, где здания?
  • ставить ли гибкие защитные столбики / делиниаторы?
  • делать ли выделение велополосы уровнем дороги?

и другие.

Например, нельзя забывать об организации поворотов налево с велополосы, например так:

Если вы хотите принять участие в открытой встрече для обсуждения проекта — подписывайтесь на наши новости по E-mail (форма внизу страницы) или на наш канал в Telegram — чтобы не пропустить анонс. И там и там пишем только о самом важном.

 

И.о. куратора Велосипедизации Санкт-Петербурга. Победил в проекте "Твой Бюджет" с проектом велополосы на Фонтанке, работал в велоотделе Администрации СПб в ГЦУП, специалист по организации городских систем проката велосипедов и электросамокатов.