Я провел небольшое интервью, чтобы прояснить ситуацию по велосипедным маршрутам в городе.

svY9VyUkwZY

1. Почему я не могу взять ведро с белой краской, провести линию по тротуару или на проезжей части и заявить: «Отныне это велополоса»?

Ольга Бакалина, инженер отдела транспортного планирования ЗАО «Институт «Стройпроект»:
— Велополосы устраивать допускается, но есть норматив, который говорит, что если интенсивность 1200 авт/ч, то обязательно устройство велодорожек. К тому же у нас есть европейский опыт, например, Presto, где хорошо рассказано в каких случаях безопасно устраивать велополосы.
В нескольких нормативах есть такая фраза: «В сельских поселениях велосипедные дорожки могут быть совмещены с пешеходным». Эта фраза вызывает противоречия при согласовании ГИБДД.
— Что будет, если я Леша Пупкин (не проектная организация, без всяких согласований и процедур), возьму ведро краской и нарисую на тротуаре велополосу?
— Это действие могут отнести к вандализму.

Дмитрий Аркаев, руководитель проектов ЗАО «Петербургские Дороги»:
Дорожная разметка — одно из мероприятий дорожного обустройства, влияющее на безопасность автомобильного и пешеходного движения. Нанесение разметки строго регламентируется в соответствии с ГОСТ Р 51256-99 с учетом геометрических характеристик объектов улиц и дорог: ширина проезжей части, разделительных полос, тротуаров и т.д. Самовольное нанесение разметки с целью обособления проезжей части для велосипедного движения без обоснованного изменения геометрических параметров объектов улиц и дорог приведет к сужению полос автомобильного движения или сужению тротуаров. В настоящее время данные мероприятия недопустимы, т.к. ширина полосы автомобильного движения зависит от характеристик автомобилей и расчетной скорости движения, и уменьшение ширины может влиять на безопасность. По этому внедрение вело-инфраструктуры в существующую улично-дорожную сеть Санкт-Петербурга достаточно проблематично. Оно инициирует пересмотр ряда нормативных документов и пунктов правил дорожного движения, поскольку не возможно обеспечить безопасность велосипедного движения при непосредственной близости с автомобилями, скорость движения которых превышает 30 км/ч.

Дарья Табачникова, Велосипедизация:
Понятие велополосы появилось в ПДД, но его пока нет в российских строительных нормах и правилах. А значит, чиновники не могут нарисовать велополосу. Но в Москве, например, это сделали все-таки, просто назвали не велополосой, а благоустройством. Кроме того, нужна специальная краска, а не просто белая из магазина — нужно, чтобы она не скользила во время дождя, например. И еще, велополоса — это не панацея. Её нельзя, например, делать в тех местах, где машины ездят слишком быстро, там нужна отделенная велодорожка.


2. Кто разрабатывает нормативные документы (СНиПы и ГОСТы)? Могут ли велоактивисты и обычные граждане повлиять на законотворческий процесс?

Ольга: Нормативы заказывают через систему госзакупок, по идее на них можно влиять, если общаться с разработчиком или быть привлеченным экспертом на тех.совете.

Дмитрий: Разрабатывают люди) точнее проектные организации, имеющие соответствующую квалификацию. И общественность может прямо на это влиять, участвуя в процессе разработки предложений и согласований, путем обращения в профильные комитеты города и взаимодействия с ними.

Дарья: Повлиять всегда можно — писать письма, высказывать предложения можно и нужно. Главное — сначала как следует разобраться в вопросе.


3. Результаты исследования по трассировке пилотных веломаршрутов находятся в открытом доступе? Если нет, то может быть существуют презентации/пресс-релизы или другие сведения, которые доступны всем желающим?

Ольга: По трассировке маршрутов все вопросы к Яндексу КРТИ.

Дмитрий: С результатами выполненных работ можно ознакомиться на сайте Комитета по развитию транспортной инфраструктуры. Данная документация не является закрытой. Более того, в процессе ее разработки, участие мог принять любой желающей повлиять на построение каркаса основных велосипедных маршрутов в Санкт-Петербурге.

Дарья: Результаты не опубликованы. Пилотные веломаршруты были представлены на велоконференции, поэтому пару слайдов могу дать для публикации.

Примечание: на сайте КРТИ мне удалось найти на сайте только одну статью про строительство двух участков веломаршрутов.


4. Существуют ли нормативные документы, которые бы декларировали приоритет участников дорожного движения в Санкт-Петербурге? Я имею в виду, документ, где было прописано «В первую очередь город заинтересован в удовлетворении интересов и увеличении числа … пешеходов/пассажиров общественного транспорта/велосипедистов/автомобилистов/мотоциклистов».

Ольга: Существует Стратегия Санкт-Петербурга, в которой прописано что и как планируется развивать и в чем заинтересован город.

Дарья: Да, в Стратегии развития Санкт-Петербурга зафиксирован приоритет общественного транспорта, пешеходов и велосипедистов.

Примечание: на сайте Стратегии опубликовано Постановление 552, где написано: «К 2020 году объемы перевозок пассажиров на общественном транспорте должны возрасти на 15% по сравнению с существующим положением», «Увеличение длины велодорожек до 200 км», «Увеличение количества городских велопарковок до 120 шт.»

5. Почему среди пилотных веломаршрутов фигурирует улица Композиторов, которая является «второстепенной улицей», а не, например, Выборгское шоссе? Какие критерии и методики использовались или просто так захотелось проектировщикам?

Ольга: Улица Композиторов является магистральной улицей районного значения. Улица расположена среди жилого массива и соберет больше велосипедиствов, чем Выборгское шоссе на данном участке. К тому же мы обследовали существующую ситуацию на улицах, и на Выборгском шоссе для велодорожки слишком мало места (с одно стороны трам. пути, с другой неширокий тротуар и газон).

Дмитрий: В данной работе, на сегодняшний момент, разработан основной каркас велосипедных маршрутов, который учитывает максимальные велосипедные нагрузки от повседневных велопоездок. В данном случае, не смотря на «второстепенность» ул. Композиторов по отношению к Выборскому шоссе, первая проходит через крупные жилые массивы, в которых и гененируются основные «велосипедные нагрузки» из желающих с утра сесть на велосипед и поехать на работу и т.д.
Конечно, на Выборгском шоссе так же понадобятся велосипедные дорожки, но сам характер велосипедных корреспонденций отличается по своему целевому назначению. Данный маршрут скорее будет использоваться как транзитный для выезжающих из города по выходным, либо любителей поездок на длинные дистанции, относящиеся к велосипеду, как к спортивному снаряду.

Дарья: Не знаю. Мы передавали комментарии проектировщикам, что велодорожки должны проходить по основным улицам, т.к. именно по ним ездят и будут ездить большинство велосипедистов.