Дарья Табачникова, советник по велотранспорту вице-губернатору Санкт-Петербурга, направила И.Н. Албину письмо с критикой и предложениями по улучшению работы общественного проката «Велогород».
С 2014 года в Санкт-Петербурге работает общественный велопрокат “Велогород”. Подобные проекты действуют в сотнях городов по всему миру, в том числе в Лондоне, Париже, Нью-Йорке, Барселоне, Стокгольме, Хельсинки, Москве и множестве других.
Общественные велопрокаты повсеместно зарекомендовали себя как эффективный городской транспорт, который стимулирует горожан использовать велосипеды для коротких поездок, что снижает долю поездок на автомобилях и повышает доступность станций общественного транспорта.
Поскольку практически везде это совместный проект частного бизнеса и городской администрации, субсидируемый в том числе из городского бюджета, который решает важнейшие транспортные проблемы, то общественные велопрокаты подотчетны как органам власти, так и горожанам. Они регулярно публикуют планы развития, отчеты о деятельности, включая отчет о прибылях и убытках, открытые данные по всем поездкам и отчет по показателям эффективности. Например, отчет общественного велопроката Лондона, опубликованный на сайте Transport for London (организации, которая управляет всеми видами транспорта Лондона: http://content.tfl.gov.uk/santander-cycles-transparency-to-end-of-september-2016.pdf
Отчет общественного велопроката Нью-Йорка: https://www.citibikenyc.com/system-data
В Санкт-Петербурге сложилась совершенно иная ситуация. У “Велогорода” нет ни прозрачного плана развития, ни системы мониторинга, ни публичной финансовой отчетности.
Вместе с тем, в 2016 году резко ухудшилось качество работы общественного велопроката: велосипеды и станции находятся в плачевном состоянии — многими невозможно пользоваться, система “взять велосипед — поехать — вернуть велосипед” фактически не работает, постоянно возникают ошибки, служба поддержки не выполняет свои функции, количество станций и велосипедов в 2016 году не выросло. По опросу, проведенному в “Велосипедизации Санкт-Петербурга” 2 ноября 2016 года, работой общественного велопроката Санкт-Петербурга в 2016 году недовольны 73% пользователей.
При этом в городском бюджете ежегодно закладывается 80 миллионов рублей на развитие общественного велопроката и покрытие операционных затрат проекта. Непонятно, каким образом выделяются и расходуются эти средства при некачественной работе проекта и отсутствии показателей эффективности.
Предлагаю пересмотреть сотрудничество с “Велогородом”. Необходимо наладить качественную работу велопроката, обеспечить прозрачность и подотчетность проекта, выработать планы развития, показатели эффективности, систему мониторинга и изменить условия выделения средств из бюджета.
Для этого необходимо:
- Разработать и опубликовать план развития проката на 2017 год и последующие 5 лет;
- Разработать показатели результативности проекта и систему мониторинга качества предоставляемых услуг;
- Разработать новую схему выделения средств из городского бюджета и штрафов, которая будет учитывать результаты проекта;
- Обязать “Велогород” и Комитет по развитию транспортной инфраструктуры публиковать планы развития и отчетность по общественному прокату ежегодно, в том числе финансовую отчетность и отчетность по показателям результативности.
- Пересмотреть договор с “Велогородом”, включить в него все вышеперечисленные требования;
- При невозможности пересмотра договора с “Велогородом” необходимо провести выбор оператора общественного проката на конкурсной основе.