В условиях высоких темпов автомобилизации населения одной из ключевых ошибок, приведшей к существующей ситуации с перегрузкой улично-дорожных сетей, явилась недооценка тесной взаимосвязи складывающихся условий дорожного движения с практикой градостроительного развития территорий, состоянием и уровнем развития улично-дорожных сетей, уровнем развития и качеством услуг общественного транспорта, применением современных методов и средств организации дорожного движения.

Деятельность по организации дорожного движения распределена между различными уровнями власти, ведомствами и организациями. Во многих регионах отсутствуют единые центры организации дорожного движения, технические средства и автоматизированные системы управления дорожным движением не обеспечивают решения усложняющихся дорожно-транспортных проблем.

Имеющиеся нормативные правовые акты в области обеспечения безопасности дорожного движения не могут обеспечить надлежащее базовое правовое регулирование этой деятельности с учетом современных проблем. На законодательном уровне не раскрываются цели и содержание организации дорожного движения как самостоятельного вида деятельности, его соотношение с градостроительной и дорожной деятельностью, не определены требования к организации дорожного движения с позиции обеспечения ее эффективности.

Вопросы организации размещения транспортных средств на дорожной сети и применения различных правовых мер, ограничивающих движение, остановку и стоянку автомототранспорта, также не имеют адекватного и рационального регулирования на законодательном уровне.

Это отрывок из пояснительной записки к новому закону, точнее, пока еще законопроекту, об организации дорожного движения в Российской Федерации. В пятницу этот законопроект прошел первое чтение в Государственной Думе. В СМИ его сразу же назвали законом о платном въезде в города. А некоторые политики, «радеющие за народ» (причем, слово народ стоило бы взять в кавычки дважды), уже успели приравнять законопроект к посягательству на конституционное право свободы передвижения. Такое вполне может почудиться людям, которые не представляют иного способа передвижения, кроме как в автомобиле. Закон действительно дает возможность городским властям устанавливать временные ограничения движения транспортных средств путем взимания платы. Воспользоваться этим правом или нет — это уже дело каждого отдельного города. Но этот вопрос — всего лишь небольшая и далеко не самая важная часть рассматриваемого законопроекта.

Самое важное, что делает этот закон — выделяет организацию дорожного движения в отдельную деятельность, связанную с дорожным и градостроительством, но не подчиненную им, обозначает необходимость оценки эффективности этой деятельности, и задает очень современные, дальновидные и гуманные её принципы.

Основными принципами организации дорожного движения в Российской Федерации являются:

  • соблюдение интересов граждан, общества и государства при организации дорожного движения;
  • социально-экономическое развитие территории Российской Федерации;
  • приоритет безопасности дорожного движения по отношению к потерям времени (задержкам) на передвижение транспортных средств и (или) пешеходов;
  • развитие транспорта общего пользования;
  • развитие пешеходного и велосипедного передвижения населения;
  • достоверность и актуальность информации о мероприятиях по организации дорожного движения, своевременность ее публичного распространения.

В законопроекте впервые на таком уровне, наверное, указывается, что необходимо управлять распределением транспортных средств на дорогах, пытаться достичь оптимального соотношения интенсивности движения и пропускной способности (а не бездумно расширять дороги и убирать светофоры в попытках удовлетворить растущий спрос на передвижения в индивидуальном автотранспорте, как это происходит сейчас).

Обеспечение эффективности организации дорожного движения осуществляется в целях снижения потерь времени (задержки) в передвижении транспортных средств (или) пешеходов посредством управления распределением транспортных средств на дорогах, достижения оптимального соотношения интенсивности движения транспортных средств и пропускной способности дорог, а также посредством соблюдения иных требований к обеспечению эффективности организации дорожного движения, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Да, законопроект не без косяков: в нем зачем-то имеются конкретные требования, более уместные в технических нормативах (государственных стандартах и сводах правил). Например, требование делать остановки в заездных карманах, да ещё и с переходно-скоростными полосами (ст. 11 п. 3) — вот объяснение того, чем это плохо. И надо надеяться, что ко второму чтению эти несуразности исправят. Но выступать против всего закона только потому, что кому-то не понравился какой-то один его пункт — напрасные попытки остановить прогресс вообще и развитие велотранспорта в частности.

В общем, браво разработчикам законопроекта и лучи поддержку ему в Госдуме. Так дело, того гляди, дойдет и до закона о велотранспорте.