Конкретные шаги, которые помогут вам запустить проект по развитию велоинфраструктуры:

0. Определитесь с целью проекта. Нашей целью было «показать общественный запрос на велосипедную инфраструктуру в Санкт-Петербурге». Мы не можем сами нарисовать велодорожки, это должен сделать город. Значит, наша задача — убедить всех, что это одна из важных задач на ближайшее время.

1. Создайте группы в социальных сетях: вконтакте, на фейсбуке, сделайте сайт. У нас есть всеми любимый народный инстаграм Велосипедизации Санкт-Петербурга, который мы каждую неделю отдаём вести новому человеку. Кроме того, мы ведём инстаграм Велосипедизации, куда репостим хорошие фотографии с тегом #велосипедизация. И твиттер.

2. Наберите команду мотивированных, грамотных и хороших людей. Иногда люди приходят сами с предложениями — и это самые ценные и ответственные кадры. Порою достаточно просто повесить объявление в соцсетях, если нужен человек на конкретную задачу.

3. Регулярно ведите блог, отслеживайте всё, что происходит по теме велосипедизации в вашем городе.

4. Соблюдайте формат. Приоритет — это ваши собственные проекты и всё, что связано с развитием велосипедной инфраструктуры в городе. Каждый раз спрашивайте себя — влияет ли существенно это мероприятие, статья, картинка на развитие велосипедной инфраструктуры в вашем городе?

5. Сделайте несколько мероприятий, которые, на ваш взгляд, оказывают влияние на велосипедизацию города (велофестиваль, лекторий, показ фильмов, велопарад в городской одежде и т. д.). Это будет хорошим стартом проекта и поможет собрать команду.

6. Организуйте Велошколу — научите людей ездить на велосипеде по городу.

7. Сделайте проект, где вы будете фотографировать людей, которые ездят по городу на велосипеде по делам. В Питере это — Люди, велосипеды и Санкт-Петербург. Старайтесь выбирать симпатичных людей в городской одежде, ведь они будут задавать тон всем остальным.

8. Обозначьте проблемы и покажите, что это волнует огромное количество людей. Добавьте ваш город на сайт bikable.ru — скорее всего, никаких реальных велодорожек быстро он не принесёт, но власти не смогут игнорировать поток обращений и будут вынуждены заняться этой темой комплексно. Нашей целью было заставить чиновников днём и ночью думать о велодорожках и в результате выйти на диалог. Не верите? Мы тоже не верили, но оно сработало — через 3 дня нам позвонили с просьбой встретиться и обсудить проблемы. Через месяц город установил 400 парковок. Пожалуй, это один из самых действенных наших проектов.

9. Партизанинг. Рисование велодорожек и нанесение велосипедной разметки вызывает много споров, часто граничит с вандализмом, но хорошо привлекает внимание прессы и властей к теме.

10. Будьте открытыми и честными. Активно общайтесь со СМИ, делитесь с ними информацией, рассылайте пресс-релизы, зовите на мероприятия и сообщайте о новых проектах. Всегда благодарите их за работу. Без СМИ всё займёт гораздо больше времени.

11. Объединяйтесь. Не ссорьтесь с остальными клубами и проектами, которые есть в вашем городе, даже если у вас есть расхождения в принципиальных вопросах. Расскажите им о вашем проекте, делитесь информацией. Только вместе можно победить. Вместе с горожанами, бизнесом, некоммерческими организациями, СМИ и депутатами мы издали манифест о велосипедизации Санкт-Петербурга.

12. При общении с чиновниками предлагайте решения, а не только ставьте проблему. Придумайте конкретный маршрут, сделайте проект велосипедной инфраструктуры по маршруту, красивые иллюстрации, техническое обоснование и предлагайте его чиновникам. Разработайте проект парковки для города, которая будет красивой и удобной. Возьмите на себя часть функций чиновников, иначе ничего не сдвинется с места.

13. Предложите чиновникам взять в Департамент транспорта человека, который бы отвечал за развитие велосипедной инфраструктуры. Это также может быть советник при губернаторе, мэре и т. д.

14. Создайте отдельный форум/группу «волонтёры и специалисты», где можно будет находить людей на отдельные задания и проекты. Поначалу, конечно, это можно делать и в основной группе, но как только она станет достаточно большой, постоянные объявления с просьбами о помощи будут не всем интересны.

15. Делегируйте. Чем больше функций и проектов вы отдадите другим людям на самостоятельную реализацию, тем больше времени будет у вас на развитие проекта.

16. Отслеживайте активных пользователей — из них потом образуется ваша команда. Пригласите троллей вести проекты, зануд — писать письма в администрацию, а граммар-наци — редактировать ваш блог.

17. Работайте со всеми. Будьте аполитичным в хорошем смысле этого слова. Поддерживайте конструктивный диалог со всеми политическими силами, не отдавая предпочтения никому конкретному. Когда у вас появятся сторонники во всех партиях, вы победите.

18. Распространяйте лучший международный опыт. Организуйте профессиональную конференцию по развитию велосипедной инфраструктуры — пригласите лучших экспертов со всего мира и позовите чиновников перенимать опыт. Передайте чиновникам и проектировщикам руководство по велосипедной инфраструктуре PRESTO. Скоро мы закончим его переводить и издадим.

19. Будьте нормальными. Ваша задача — показать, что вашу идею поддерживает не узкая субкультурная группа, а все горожане: разного возраста, пола, социального и профессионального статуса. Приезжайте на встречи в мэрию на велосипеде и в обычной одежде. Со спортсменами будут разговаривать про велодорожки в парках и велотреках. Ваша цель — велосипедная инфраструктура в городе.

20. Переходите от жалоб к конструктиву. Быть «за что-то» — сложнее и эффективнее, чем быть против чего-то. Это требует напряжения ума, заставляет вас рефлексировать и предлагать решения вместо бесконечных жалоб.

Мы добились включения вопросов велосипедизации в городскую повестку.

В Петербурге с 2012 года количество людей на велосипедах в центре города увеличилось в четыре раза. Чиновники перестали смеяться при слове «велодорожки».

До 2020 года будут реализованы 16 веломаршрутов. Эксперты «Велосипедизации» принимали участие в разработке маршрутов и консультировали проектировщиков.

Макет предложенных «Велосипедизацией» парковок принят Комитетом по градостроительству и архитектуре как базовый проект для Санкт-Петербурга.

Координатор «Велосипедизации» Дарья Табачникова назначена советником по развитию велосипедной инфраструктуры на общественных началах вице-губернатора Санкт-Петербурга Игоря Албина.

Начните.